По одной из версий название города состояло из корней "моск" (на древнеславянском языке- «кремень») и "ков" (то есть «прятаться»). Значит слово "Москва" означало "каменное укрытие" и от города это название перешло и на реку. И всё-таки большинство исследователей считает, что город получил своё название от реки. Наиболее вероятны две версии происхождения названия реки и города. Согласно первой из них, слово "Москва" финского происхождения и относится к тем далёким временам, когда по берегам реки ещё обитали древние финские племена, оттеснённые в последствии на север славянами. Окончание "ва" в данном случае переводится как «вода», «река», а начало слова кто-то переводит как "медведь", а кто-то как "корова". Всего существует около десятка гипотез, даже «моск» - мошка, «ква» - лягушка. Не самые приятные ассоциации. И все же каждая теория имеет право на существование.
По одной из версий название города состояло из корней "моск" (на древнеславянском языке- «кремень») и "ков" (то есть «прятаться»). Значит слово " Москва " означало "каменное укрытие" и от города это название перешло и на реку. И всё-таки большинство исследователей считает, что город получил своё название от реки. Наиболее вероятны две версии происхождения названия реки и города . Согласно первой из них, слово " Москва " финского происхождения и относится к тем далёким временам, когда по берегам реки ещё обитали древние финские племена, оттеснённые в последствии на север славянами. Окончание "ва" в данном случае переводится как «вода», «река», а начало слова кто-то переводит как "медведь", а кто-то как "корова". Всего существует около десятка гипотез, даже «моск» - мошка, «ква» - лягушка. Не самые приятные ассоциации. И все же каждая теория имеет право на существование.
По легенде город стоит на семи холмах Кремлевском, Сретенском, Пресни, Трехгорье Таганском, Лефортовском, Воробьевых горах. Однако, утверждение это не совсем верное: возвышенности назвать холмами в строго географическом понимании этого слова, нельзя. Цифра "семь" в диалектах значит "много". Истинная топография древнейшей Москвы неизвестна. Легенда родилась в конце XV -начале XVI вв, когда Москва стала столицей Русского государства, по аналогии с Римом, стоявшем на семи холмах.
Более близко к реальности "коровья вода". В древности географические названия связывались с водопоями или бродами. Последние, напр., Франкфурт (переправа франков), Оксфорд (переправа быков). тут и наши "коровки" недалеко.
Поселения восточных славян (вятичей) появились на берегах М. в последней четверти I тыс. н. э., т. е. по крайней мере с VIII в. До славян, а также длительное время одновременно с ними в басс. М. проживали финно-угорские и балтийские племена, оставившие заметный след в субстратной топонимии региона. Название М. — древнее, его происхождение спорно; существует большое количество гипотез относительно его возможного славянского, финно-угорского или балтийского источника. Соответствия гидрониму М. имеются и в других славянских землях, ср. р. Московица (Московка), пр. Березины; руч. Московець на Украине, реки Моzgawa или Moskawa в Польше и Германии. На этих территориях отмечен балтийский субстрат в гидронимии. В последние десятилетия особенно популярна гипотеза В. Н. Топорова, который возводит имя М. к древним балтийским формам *Mask-(u)va, *Mask-ava или *Mazg-(u)va, *Mazg-ava от корней со значениями либо «топь, грязь», либо «извилистая (река)». Этой гипотезе не противоречит и объяснение имени М. от родственного балтийским славянского слова москы, связанного с понятием «влага»; значение гидронима так или иначе устанавливается как «топкая, болотистая, мокрая (река)». Возможно, что нарицательное слово, лежащее в основе гидронима М., относилось к лексике, возникшей в ранний период интенсивного балто-славянского языкового взаимодействия. http://moscow.gramota.ru/dict.shtml а ещё:Есть и еще одна интересная легенда о начале Москвы, также записанная в XVII в. — одновременно с рассказами о боярине Кучке. Согласно этой легенде, город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. Легенда гласит, что когда-то, в незапамятные времена, он поселился на реке, которая носит сейчас название Москва, и основал там город. Названия реки и города, по мнению автора, происходит от имени Мосоха и его жены Квы. У Мосоха и Квы был сын Я и дочь Вуза, от чьих имен происходит название реки Яузы9. [ссылка появится после проверки модератором]
давайте поищем еще? В какой-то мере убедительные славянские этимологии Москвы были предложены лингвистами С.П. Обнорским, Г.А. Ильинским, П.Я. Черных, польским славистом Т. Лер-Сплавинским. Суть их доводов в следующем. Название МОСКВА утвердилось, по-видимому, только в XIV веке. Первоначально город именовался немного иначе – МОСКЫ. Корень МОСК в древнерусском языке имел значение «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Так предполагал Г.А. Ильинский. П.Я. Черных высказал предположение о диалектном характере слова МОСКЫ еще в раннем историческом периоде языка восточных славян. Ученый считал, что его в значении «влага» использовали славяне-вятичи, потому что слова с корнем МОСК, МАЗГ, связанные с понятием «влага», имеются в современном словацком, литовском и латышском языках. Исходя из этого, он сделал вывод, что название МОСКВА можно истолковать как «топкая, болотистая, мокрая». Да и если вести корень от других языков, зачастую смысл оказывается примерно схожим – мокро и мозгло.
А если все же «маска» ?! Река в округе культовых игрищ ?!
При любых пояснениях важно, что Москва – вероятнее всего – полиононим http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111103.htm
МОСКВА И ЖЕЛЕЗНАЯ "МОЩЬ" СВЯТОСЛАВА (о происхождении названия Москва) С.И. ПАВЛОВ [ссылка появится после проверки модератором]
Город получил имя от названия реки- Москва. А вот по одной из версий река получила свое название от потомков библейского Ноя. У Ноя было три сына Сим, Хам и Иафет. У Иафета был сын Мосох (Мешех). После потопа Мосох со своим потомством поселился на реке, которая и получила имя Москва.
Согласно БСЭ, Мордва делится на две группы – Мордву-эрзю и Мордву-мокшу.
Так вот Мордва-эрзя имела своей столицей город Эрзя (ныне Рязань). Относительно
Мордвы-мокши, которая называлась Моксель, можно предположить аналогичное –
столицу с названием Москва – от реки Москва, где корень слова и есть народ
мокша. Моксали были самым западным к Киеву финским племенем, поэтому русины
(украинцы) Киева и перенесли в дальнейшем их название (искаженное на «москали»)
на всех финнов Центральной России. Моксали-москали проживали в нынешних
Московской, Калужской и Тульской областях, гранича со славянскими Брянском и
Смоленском, жили на севере Рязанской области (гранича с эрзя), а также жили на
территории нынешней Мордовии и Пензенской области. Любопытно, что река Москва
плавно переходит на территории Рязанской области в реку Мокша (на которой стоит
город Мокшан у ее истоков в Пензенской области). Видимо, в древности вся эта
часть Оки называлась Москва (Моксва) – Мокша-Мокса, ибо на ней всюду жили
моксали, а часть этого образования – река Мокша, текущая на севере Рязанской
области, в Мордве и Пензенской области, – это продолжение реки Москва. А
точнее, ее историческое НАЧАЛО. Ибо тут есть противоречие в том, что у реки
Мокша по-фински обязательно должно быть окончание «Va»: Moks + Va.Удивительно, что российские лингвисты уже 200 лет не могут открыть
этимологию названия реки (и затем города) Москва, когда она очевидна и лежит на
поверхности! «Москва» у финнов-мордвы ранее именовалась как «Моксва» и была
только в русском языке искажена на «Москва» (переход финского «кс» в русское
«ск»). Так вот «Моксва» – это буквально «вода народа Моксель-мокши»: Moks+Va.
Кроме того, сама река Москва переходит на севере Рязанской области в
реку Мокшу. Это неопровержимо показывает, что Москва – это Moks+Va, название
народа Мокша + окончание «вода». Что первично – название племени, давшее название
реке, – или название реки, давшее имя племени? В данном случае я полагаю, что в
8-9 веках часть мордвы, жившая по реке Мокша (Мокса), получила от реки название
мокша-мокса. Затем они стали осваивать по этой реке территорию западнее, уходя
в западную часть Оки. Там эта часть Оки получила уже от названия народа мокса
свое имя (мокса+ва). Эта картина кажется вполне убедительной. Ну а в дальнейшем
уже от реки Моксва, измененной русинами Киева на «Москва», появилось название
«московиты», заменившее название «москали» (то есть мокша). Как видим,
«москали» существовали еще до возвышения Москвы, означая мордву мокшу-моксель
(что зафиксировано европейскими послами в 1253 году). Сам термин «москали» –
это вовсе не выдуманный «врагами Москвы» термин, а САМОНАЗВАНИЕ народа мокша,
жившего на реке Москве. Именно «москалями» они сами себя и называли. А вот неприятие
этого термина в России вызвано, думаю, именно тем, что Москва всегда хотела
отвергать свое финское происхождение и «примазаться» к славянам. Вот почему
российские историки и лингвисты 200 лет ищут этимологию названия «Москва», да
найти не могут. Точнее говоря – я совершенно уверен, что многие российские
лингвисты до меня находили, что Москва – это река народа мокша (Моксель), да
вот им рты затыкали, ибо ради имперских интересов власти над Украиной и
Беларусью нужно было скрывать правду о своем Финском Отечестве – и слагать
сказки про «финских славян» Центральной России. Между тем никаких своих славян
в России никогда не было – ибо это Великая Финляндия, не имеющая никакого
отношения ни к славянам, ни к Руси.
Проблемы нет, если кто-то нерусский и не славянин ассимилируется в
славянской среде: сей процесс происходит везде, и он означает в первую очередь
культурное и ментальное принятие славянского содержания не славянином. Но тут
мы видим нечто неслыханное: в «славяне» записывают огромнейшие финские территории
Центральной России. И проблема в том, что они вовсе не ассимилировались в славянской
среде, а «вошли в нее», полностью неся свою финскую культуру (выдаваемую ныне
за «славянскую»), финский менталитет и финские антропологические черты. Да еще
и шутят о «тормознутости» финнов, хотя сами финнами и являются…
По легенде город стоит на семи холмах Кремлевском, Сретенском, Пресни, Трехгорье Таганском, Лефортовском, Воробьевых горах. Однако, утверждение это не совсем верное: возвышенности назвать холмами в строго географическом понимании этого слова, нельзя. Цифра "семь" в диалектах значит "много". Истинная топография древнейшей Москвы неизвестна. Легенда родилась в конце XV -начале XVI вв, когда Москва стала столицей Русского государства, по аналогии с Римом, стоявшем на семи холмах.
а ещё:Есть и еще одна интересная легенда о начале Москвы, также записанная в XVII в. — одновременно с рассказами о боярине Кучке.
Согласно этой легенде, город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. Легенда гласит, что когда-то, в незапамятные времена, он поселился на реке, которая носит сейчас название Москва, и основал там город. Названия реки и города, по мнению автора, происходит от имени Мосоха и его жены Квы. У Мосоха и Квы был сын Я и дочь Вуза, от чьих имен происходит название реки Яузы9. [ссылка появится после проверки модератором]
давайте поищем еще?
В какой-то мере убедительные славянские этимологии Москвы были предложены лингвистами С.П. Обнорским, Г.А. Ильинским, П.Я. Черных, польским славистом Т. Лер-Сплавинским. Суть их доводов в следующем. Название МОСКВА утвердилось, по-видимому, только в XIV веке. Первоначально город именовался немного иначе – МОСКЫ. Корень МОСК в древнерусском языке имел значение «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Так предполагал Г.А. Ильинский. П.Я. Черных высказал предположение о диалектном характере слова МОСКЫ еще в раннем историческом периоде языка восточных славян. Ученый считал, что его в значении «влага» использовали славяне-вятичи, потому что слова с корнем МОСК, МАЗГ, связанные с понятием «влага», имеются в современном словацком, литовском и латышском языках. Исходя из этого, он сделал вывод, что название МОСКВА можно истолковать как «топкая, болотистая, мокрая». Да и если вести корень от других языков, зачастую смысл оказывается примерно схожим – мокро и мозгло.
А если все же «маска» ?! Река в округе культовых игрищ ?!
При любых пояснениях важно, что Москва – вероятнее всего – полиононим
МОСКВА И ЖЕЛЕЗНАЯ "МОЩЬ" СВЯТОСЛАВА
(о происхождении названия Москва)
С.И. ПАВЛОВ [ссылка появится после проверки модератором]
А вот по одной из версий река получила свое название от потомков библейского Ноя.
У Ноя было три сына Сим, Хам и Иафет. У Иафета был сын Мосох (Мешех). После потопа Мосох со своим потомством поселился на реке, которая и получила имя Москва.
Продолжение.
Кроме того, сама река Москва переходит на севере Рязанской области в реку Мокшу. Это неопровержимо показывает, что Москва – это Moks+Va, название народа Мокша + окончание «вода». Что первично – название племени, давшее название реке, – или название реки, давшее имя племени? В данном случае я полагаю, что в 8-9 веках часть мордвы, жившая по реке Мокша (Мокса), получила от реки название мокша-мокса. Затем они стали осваивать по этой реке территорию западнее, уходя в западную часть Оки. Там эта часть Оки получила уже от названия народа мокса свое имя (мокса+ва). Эта картина кажется вполне убедительной. Ну а в дальнейшем уже от реки Моксва, измененной русинами Киева на «Москва», появилось название «московиты», заменившее название «москали» (то есть мокша). Как видим, «москали» существовали еще до возвышения Москвы, означая мордву мокшу-моксель (что зафиксировано европейскими послами в 1253 году). Сам термин «москали» – это вовсе не выдуманный «врагами Москвы» термин, а САМОНАЗВАНИЕ народа мокша, жившего на реке Москве. Именно «москалями» они сами себя и называли. А вот неприятие этого термина в России вызвано, думаю, именно тем, что Москва всегда хотела отвергать свое финское происхождение и «примазаться» к славянам. Вот почему российские историки и лингвисты 200 лет ищут этимологию названия «Москва», да найти не могут. Точнее говоря – я совершенно уверен, что многие российские лингвисты до меня находили, что Москва – это река народа мокша (Моксель), да вот им рты затыкали, ибо ради имперских интересов власти над Украиной и Беларусью нужно было скрывать правду о своем Финском Отечестве – и слагать сказки про «финских славян» Центральной России. Между тем никаких своих славян в России никогда не было – ибо это Великая Финляндия, не имеющая никакого отношения ни к славянам, ни к Руси.
Проблемы нет, если кто-то нерусский и не славянин ассимилируется в славянской среде: сей процесс происходит везде, и он означает в первую очередь культурное и ментальное принятие славянского содержания не славянином. Но тут мы видим нечто неслыханное: в «славяне» записывают огромнейшие финские территории Центральной России. И проблема в том, что они вовсе не ассимилировались в славянской среде, а «вошли в нее», полностью неся свою финскую культуру (выдаваемую ныне за «славянскую»), финский менталитет и финские антропологические черты. Да еще и шутят о «тормознутости» финнов, хотя сами финнами и являются…