Можно выделить восемь легенд об основании Москвы. Вначале следует остановиться на четырех из них, имеющих общие черты. Самая подробная и известная из них — легенда о князе Юрии Долгоруком и боярине Степане Кучке. Она была записана в XVII в. по поручению царя Алексея Михайловича. В то время поисками преданий о столице растущего Российского государства занимались независимо друг от друга четыре разных человека. Каждый из них слышал устные рассказы, которые, видимо, существенно разнились. В результате получилось четыре повести. Рассказ о Степане Кучке — самый правдоподобный из них. Согласно легенде, в 1158 г . князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир. Посреди болота он увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов... Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний». Греческий философ на вопрос Юрия о значении видения сказал, что в этих местах «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов». Князь поехал дальше и увидел город Москву, бывшую во владении боярина Кучки. Юрий решил остановиться в этом городе, но Кучка «не почте великого князя подобающею честию». Сначала он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, которые якобы были недавно частично разобраны и теперь строились заново, а затем и вовсе отказался подчиняться князю, говоря, что все беглые из владимиро-суздальских вотчин сбегаются к нему, и он скоро станет вровень с Юрием.
Тогда князь, заподозрив Кучку в сговоре с новгородцами, повелел «того боярина ухватити и смерти предати». После непродолжительного боя суздальская дружина через главные ворота ворвалась в город, а Кучка через малые ворота вместе с воеводой Букалом (по другой версии этой легенды, изложенной А.Ф.Малиновским, Букал был отшельником и жил в маленькой хижине неподалеку от Москвы) и остатком воинов бежал в леса, где был вскоре настигнут и убит воинами Юрия.
Город Москва стал частью владений великого князя. К детям Кучки, попавшим в плен, Долгорукий отнесся милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Дочь боярина Улита была выдана замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского; сыновья Яким и Петр стали его слугами.
Долгое время они жили в мире и согласии, но однажды, уже после смерти Юрия Долгорукого, Улита неожиданно встретила в лесу воеводу Букала, уже глубокого старца, и узнала от него историю гибели своего отца. Рассказ Букала Улита пересказала братьям. Охваченные жаждой мести, они решили убить князя Андрея.
У городов точная дата рождения в «паспорте» стоит редко. Особенно это относится к старинным городам, живущим на свете не одну сотню лет. Поэтому у историков принято за день рождения города принимать дату, когда он впервые упоминается в исторических документах. Для Москвы это 4 апреля 1147 года, когда суздальский князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий пригласил к себе «в Москов» черниговского князя Святослава Ольговича на «обед силен». Князья встретились, отметили свидание, и этот день принято считать днем рождения Москвы. Хотя маленький городок (или село) на берегах Москвы-реки и реки Неглинной существовал и до этого. Легенда гласит, что московской землей до Юрия Долгорукого владел боярин Степан Кучка с сыновьями. А потом князь Юрий его за что-то казнил, а вотчину, как бы сейчас сказали, «прикарманил. Вот и стал основателем Москвы! Но некоторые археологические находки последних лет отодвинули день рождения Москвы, по меньшей мере, на 150 или даже 200 лет вглубь веков. И все же историческая традиция отсчитывать возраст столицы от 1147 года пока соблюдается.
Можно выделить восемь легенд об основании Москвы. Вначале следует остановиться на четырех из них, имеющих общие черты.
Самая подробная и известная из них — легенда о князе Юрии Долгоруком и боярине Степане Кучке. Она была записана в XVII в. по поручению царя Алексея Михайловича. В то время поисками преданий о столице растущего Российского государства занимались независимо друг от друга четыре разных человека. Каждый из них слышал устные рассказы, которые, видимо, существенно разнились. В результате получилось четыре повести.
Рассказ о Степане Кучке — самый правдоподобный из них.
Согласно легенде, в 1158 г . князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир. Посреди болота он увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов... Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний».
Греческий философ на вопрос Юрия о значении видения сказал, что в этих местах «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».
Князь поехал дальше и увидел город Москву, бывшую во владении боярина Кучки. Юрий решил остановиться в этом городе, но Кучка «не почте великого князя подобающею честию».
Сначала он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, которые якобы были недавно частично разобраны и теперь строились заново, а затем и вовсе отказался подчиняться князю, говоря, что все беглые из владимиро-суздальских вотчин сбегаются к нему, и он скоро станет вровень с Юрием.
Тогда князь, заподозрив Кучку в сговоре с новгородцами, повелел «того боярина ухватити и смерти предати». После непродолжительного боя суздальская дружина через главные ворота ворвалась в город, а Кучка через малые ворота вместе с воеводой Букалом (по другой версии этой легенды, изложенной А.Ф.Малиновским, Букал был отшельником и жил в маленькой хижине неподалеку от Москвы) и остатком воинов бежал в леса, где был вскоре настигнут и убит воинами Юрия.
Город Москва стал частью владений великого князя.
К детям Кучки, попавшим в плен, Долгорукий отнесся милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Дочь боярина Улита была выдана замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского; сыновья Яким и Петр стали его слугами.
Долгое время они жили в мире и согласии, но однажды, уже после смерти Юрия Долгорукого, Улита неожиданно встретила в лесу воеводу Букала, уже глубокого старца, и узнала от него историю гибели своего отца. Рассказ Букала Улита пересказала братьям. Охваченные жаждой мести, они решили убить князя Андрея.
Когда родилась Москва?
У городов точная дата рождения в «паспорте» стоит редко. Особенно это относится к старинным городам, живущим на свете не одну сотню лет. Поэтому у историков принято за день рождения города принимать дату, когда он впервые упоминается в исторических документах. Для Москвы это 4 апреля 1147 года, когда суздальский князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий пригласил к себе «в Москов» черниговского князя Святослава Ольговича на «обед силен». Князья встретились, отметили свидание, и этот день принято считать днем рождения Москвы. Хотя маленький городок (или село) на берегах Москвы-реки и реки Неглинной существовал и до этого. Легенда гласит, что московской землей до Юрия Долгорукого владел боярин Степан Кучка с сыновьями. А потом князь Юрий его за что-то казнил, а вотчину, как бы сейчас сказали, «прикарманил. Вот и стал основателем Москвы! Но некоторые археологические находки последних лет отодвинули день рождения Москвы, по меньшей мере, на 150 или даже 200 лет вглубь веков. И все же историческая традиция отсчитывать возраст столицы от 1147 года пока соблюдается.