Почему Петербург иногда сравнивают с Римом, Венецией? Рим - это тоже город святого Петра, не случайно Г. Державин, А. Сумароков воспевали свой город как “Северный Рим”, а Павел I, стремившийся угадать замыслы прадеда, повелел построить в городе копию римского собора святого Петра (этот замысел воплотился в оригинальном проекте Казанского собора). h ttp://[ссылка появится после проверки модератором] Новая столица Российской империи приобретала все больший авторитет в Европе и в мире. С ней считались. О ней восторженно писали буквально все иностранные дипломаты и путешественники. Уже в XVIII веке появились первые лестные эпитеты, многие из которых вошли в городской фольклор, образуя мощный синонимический ряд неофициальных, бытовых названий города. Петербург сравнивали с древними прославленными городами мира и называли: "Новый Рим", "Четвертый Рим", "Северная Венеция", "Северная Пальмира", "Парадиз", "Новый Вавилон", "Снежный Вавилон", "Второй Париж", "Русские Афины", "Царица Балтики". На греческий лад его величали "Петрополисом" и "Петрополем". Задолго до официального переименования в фольклоре его называли "Петроградом". В народных песнях можно было часто услышать величальное "Сам Петербург", "Питер", "Санкт-Питер", "Питер-град", "Град Петра", "Петрослав", "Город на Неве". Для него находились удивительные слова, созвучные его величественному царскому облику: "Северный парадиз", "Севернажемчужина", "Невский парадиз", "Невская столица". Даже тогда, когда, отдавая дань Первопрестольной, за Петербургом признавались имена "Младшей столицы", "Второй столицы" или "Северной столицы", а то и "Чухонской блудницы", в этом не было ничего уничижительного, роняющего достоинство самого прекрасного города в мире. Тем более что чаще всего и Москва, и Петербург объединялись собирательным названием "Обе столицы". http://www.utrospb.ru/article/1822?PHPSESSID=8b8778f http://www.iwf.ru/piter/main/bar2_70_266.htm Герб Петербурга с двумя пересекающимися якорями удивительно схож с гербом Ватикана. Два перекрещенных якоря на городском гербе (морской и речной, лапами вверх), а на гербе Ватикана - два ключа бородками вверх. Ватикан был резиденцией апостола Петра, а он - хранитель ключей от ворот рая. Петр Великий, утверждая герб своего города, заявлял, что якоря являются ключами от Парадиза (рая), имея в виду современную ему цивилизацию Западной Европы.
По мнению большинства исследователей, характерный рисунок якорей должен напоминать, во-первых, вензель основателя Петербурга Петра I, состоящий из двух перекрещивающихся первых латинских букв P, что означает Petro Primo, или Петр Первый, и, во-вторых, герб Ватикана, на котором изображены два мифических ключа от рая, обращенных бородками вверх. Надо не забывать, что Санкт-Петербург – это город святого Петра, а именно этот святой апостол в евангельской мифологии считается хранителем ключей от рая.
В 1722 году Петр I основал Герольдмейстерскую контору, в обязанности которой входило составление городских гербов. Автором громадного большинства из них стал итальянец граф Франциск Санти, назначенный царем Петром в помощники герольдмейстеру С. А. Колычеву. В 1730 году был официально утвержден герб Санкт-Петербурга. Вот его описание: «Скипетр желтый, под ним герб государственный, около него два якоря серебряные: один морской, другой четырехлопастный (морская кошка), поле красное, сверху корона имперская». Через полтора столетия для столицы устанавливается новый, несколько измененный герб – поле червленое (смесь сурика с киноварью), на щите – скипетр, два перекрещивающихся якоря, причем морская кошка не четырех-, а трехлопастная, щит герба обрамлен золотыми дубовыми листьями, скрепленными Андреевской лентой.С 1917 года этот символ утратил свое значение для города, который вскоре перестал быть столицей государства. О геральдике, якобы напоминавшей о дворянстве и самодержавии, старались вообще не упоминать. Во многих случаях герольдмейстеру совсем уж не за что было зацепиться. Так появились гербы, похожие на классические ребусы. Например, на гербе города Великие Луки нарисованы три больших лука, на гербе города Старица, названного так по реке Старица, на берегу которой он расположен, появилась старуха с костылем, а на гербе Зубцова -- крепостная стена с зубцами. В некоторых случаях созданные графом Санти гербы блестяще соответствовали политическому заказу. Так, например, на гербе Санкт-Петербурга изображены два скрещенных якоря, символизирующих столь дорогие сердцу Петра успехи в создании флота. Но морской темой Санти не ограничился, и питерский герб стал подозрительно напоминать герб Ватикана (два скрещенных ключа). Это, конечно же, не случайное совпадение. Дело в том, что в государственной мифологии петровского времени постоянно подчеркивалась связь двух "градов святого Петра" -- Санкт-Петербурга и Рима. При этом если для символики Москвы была существенна тема христианского Третьего Рима, то для Санкт-Петербурга был актуален Рим имперский.
Рим - это тоже город святого Петра, не случайно Г. Державин, А. Сумароков воспевали свой город как “Северный Рим”, а Павел I, стремившийся угадать замыслы прадеда, повелел построить в городе копию римского собора святого Петра (этот замысел воплотился в оригинальном проекте Казанского собора).
h ttp://[ссылка появится после проверки модератором]
Новая столица Российской империи приобретала все больший авторитет в Европе и в мире. С ней считались. О ней восторженно писали буквально все иностранные дипломаты и путешественники. Уже в XVIII веке появились первые лестные эпитеты, многие из которых вошли в городской фольклор, образуя мощный синонимический ряд неофициальных, бытовых названий города. Петербург сравнивали с древними прославленными городами мира и называли: "Новый Рим", "Четвертый Рим", "Северная Венеция", "Северная Пальмира", "Парадиз", "Новый Вавилон", "Снежный Вавилон", "Второй Париж", "Русские Афины", "Царица Балтики". На греческий лад его величали "Петрополисом" и "Петрополем". Задолго до официального переименования в фольклоре его называли "Петроградом". В народных песнях можно было часто услышать величальное "Сам Петербург", "Питер", "Санкт-Питер", "Питер-град", "Град Петра", "Петрослав", "Город на Неве". Для него находились удивительные слова, созвучные его величественному царскому облику: "Северный парадиз", "Севернажемчужина", "Невский парадиз", "Невская столица". Даже тогда, когда, отдавая дань Первопрестольной, за Петербургом признавались имена "Младшей столицы", "Второй столицы" или "Северной столицы", а то и "Чухонской блудницы", в этом не было ничего уничижительного, роняющего достоинство самого прекрасного города в мире. Тем более что чаще всего и Москва, и Петербург объединялись собирательным названием "Обе столицы".
Герб Петербурга с двумя пересекающимися якорями удивительно схож с гербом Ватикана.
Два перекрещенных якоря на городском гербе (морской и речной, лапами вверх), а на гербе Ватикана - два ключа бородками вверх. Ватикан был резиденцией апостола Петра, а он - хранитель ключей от ворот рая. Петр Великий, утверждая герб своего города, заявлял, что якоря являются ключами от Парадиза (рая), имея в виду современную ему цивилизацию Западной Европы.
В 1722 году Петр I основал Герольдмейстерскую контору, в обязанности которой входило составление городских гербов. Автором громадного большинства из них стал итальянец граф Франциск Санти, назначенный царем Петром в помощники герольдмейстеру С. А. Колычеву.
В 1730 году был официально утвержден герб Санкт-Петербурга. Вот его описание: «Скипетр желтый, под ним герб государственный, около него два якоря серебряные: один морской, другой четырехлопастный (морская кошка), поле красное, сверху корона имперская». Через полтора столетия для столицы устанавливается новый, несколько измененный герб – поле червленое (смесь сурика с киноварью), на щите – скипетр, два перекрещивающихся якоря, причем морская кошка не четырех-, а трехлопастная, щит герба обрамлен золотыми дубовыми листьями, скрепленными Андреевской лентой.С 1917 года этот символ утратил свое значение для города, который вскоре перестал быть столицей государства. О геральдике, якобы напоминавшей о дворянстве и самодержавии, старались вообще не упоминать.
Во многих случаях герольдмейстеру совсем уж не за что было зацепиться. Так
появились гербы, похожие на классические ребусы. Например, на гербе города
Великие Луки нарисованы три больших лука, на гербе города Старица, названного
так по реке Старица, на берегу которой он расположен, появилась старуха с
костылем, а на гербе Зубцова -- крепостная стена с зубцами.
В некоторых случаях созданные графом Санти гербы блестяще соответствовали
политическому заказу. Так, например, на гербе Санкт-Петербурга изображены два
скрещенных якоря, символизирующих столь дорогие сердцу Петра успехи в создании
флота. Но морской темой Санти не ограничился, и питерский герб стал
подозрительно напоминать герб Ватикана (два скрещенных ключа). Это, конечно же,
не случайное совпадение. Дело в том, что в государственной мифологии петровского
времени постоянно подчеркивалась связь двух "градов святого Петра" --
Санкт-Петербурга и Рима. При этом если для символики Москвы была существенна
тема христианского Третьего Рима, то для Санкт-Петербурга был актуален Рим
имперский.