Почему Солона признают выдающимся законодателем Древней Греции?

- Города и Страны
спрашивает kola 03.02.2013 16:29 Ответов 2

Почему Солона признают выдающимся законодателем Древней Греции?


Советы пользователей:

  • Olga07VLD Рейтинг: 0 07.08.2013 06:23
    Афины. Законодательство Солона

    Запись законов не могло вполне удовлетворить афинское крестьянство и торгово-ремеслснные слои демоса.
    Положение сельского населения в Аттике в VII—VI вв. до н. э. было в высшей степени тяжелым как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом свидетельствуют наши главные источники — «Афинская полития» Аристотеля и «Биография Солона» Плутарха. Несмотря на известный схематизм и односторонность в освещении событий, самый факт разорения аттического крестьянства не вызывает сомнений. Главным бичом деревни было ростовщичество, усиливавшее обезземеливание крестьян.
    Земля в то время была неотчуждаемой родовой собственностью. Ее нельзя было ни продать, ни завещать по желанию, ни отдать за долги. Однако эвпатриды, занимавшиеся ростовщичеством, нашли способ обходить эти древние установления. Они давали общинникам ссуды под залог земли и на заложенных участках ставили долговые столбы с именем заимодавца. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила во владение кредитора, хотя продолжала формально считаться собственностью того рода, к которому принадлежал должник. Общинник работал по-прежнему на своей земле, но значительную часть урожая он отдавал кредитору — фактическому хозяину земли. Такие крестьяне-должники назывались пелатами, или гектеморами-шестидольниками, так как они должны были отдавать хозяину-эвпатриду то ли одну шестую, то ли пять шестых снятого урожая.
    Аристотель сообщает, что в Аттике накануне солоновых реформ (начало VI в. до н. э.) масса мелких землевладельцев оказалась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю у богачей или же брали деньги под залог личной свободы. Заимодавцы, согласно суровым обычаям долговой кабалы, имели право обратить неисправного должника и членов его семьи в рабство и продать за пределы Аттики. «Надо иметь в виду, — говорит Аристотель в "Афинской политии", — что вообще государственный строй (в Афинах. — Ред.) был олигархический, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также дети и жены. Назывались они пелатами и гектеморами (шестидольниками), потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей» (II, 2).
    Против эвпатридов, сосредоточивших в своих руках политическую власть и не желавших расставаться с родовыми порядками, выступали не только порабощенные шестидольники. Политическим господством аристократии тяготились и торгово-ремесленные слои населения. Наметился раскол и в среде самих эвпатридов. Главным источником обогащения некоторых аристократов становится морская торговля, а не земледелие, и они охотно блокируются с торгово-ремесленными кругами, так как имеют с ними общие интересы. Таким образом, господство эвпатридов вызывает недовольство всех элементов складывавшегося полиса, среди них и части «благородных», по каким-либо причинам оторвавшихся от своего сословия. В таких условиях наиболее дальновидной группе эвпатридов стало ясно, что удержать власть в своих руках можно только ценой некоторых уступок.
    О том, до какой степени была накалена обстановка в Афинах, свидетельствует Аристотель: «Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства...» (Аристотель. Афинская полития, 5. Пер. С. И. Раддига).
    Приблизительно через 25 лет после Драконта, в 594 г. до н. э., на политической арене появился Солон. Солон принадлежал к числу деятелей стяжавших себе известность не только в Аттике, но и во всей Греции. Не случайно его причисляли к семи греческим мудрецам. Потомок царской фамилии Медонтидов, Солон много путешествова
  • vladislav.lad Рейтинг: 0 07.08.2013 06:23
    Солон - Греческий государственный деятель, законодатель, первый известный афинский поэт. Принадлежал к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Жил в Афинах. В 594 был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями с целью прекратить гражданскую смуту. С помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, объявил недействительными все долги, сделанные ранее, и уничтожил получившее развитие долговое рабство. Ввел изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Во второй половине жизни много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии встречался с Крезом. При встрече Солоном была произнесена "волшебная" фраза о том, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь раньше дня смерти. Впоследствии, когда Крез был захвачен царем Персии Киром, эта фраза так понравилась победителю, что он отменил казнь Креза. Солон был причислен к Семи мудрецам.

Ваш ответ

Общий рейтинг страницы: 0 / 5 оставило 0 человек.