Пировассия. Как этот праздник отмечают в Греции?
-Пировассия. Как этот праздник отмечают в Греции?
Похожие вопросы:
Советы пользователей:
Ваш ответ
Нужно авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Пировассия. Как этот праздник отмечают в Греции?
Нужно авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Это ритуал, сопровождающий праздник в честь святых Константина и Елены, который практикуют на севере Греции некоторые последователи особого культа. Обряд прост и, в то же время, непостижим: участники его в состоянии религиозного транса танцуют на раскаленных углях, не получая никаких пяточных ожогов и поражая этим воображение маловеров.
Как и большинство зрелищных ритуалов, связанных с огнем, Анастенария имеет прямое отношение к древним языческим фестивалям. Несмотря на то, что сегодня люди одержимы не духами, а святыми, а в руках верующих – иконы, праздник сохранил многие черты античных Дионисий.
Отмечается Анастенария в некоторых поселениях на севере Греции: деревне Св. Елены, Лангадасе, Мелики Верриасе и Мавролевки Драмасе. Здесь живут потомки переселенцев из Восточной Фракии. Тамошняя деревня Кости была когда-то центром культа Диониса, древнегреческого бога вина и веселья, в честь которого ежегодно устраивались огненные танцы, напоминавшие пляски одержимых менад. В начале 20-х годов жителей Кости насильственно переселили в Северную Грецию, где они продолжали исполнять свои ритуалы тайно, опасаясь преследования со стороны новых соседей. Сейчас анастенариды вышли из подполья, и их мистическое представление даже стало своеобразной приманкой для туристов.
Чудо-танцам предшествует целый ряд других ритуалов, тоже весьма мало напоминающих христианские. Например, жертвоприношение, приготовления к которому начинаются за полгода до праздника. В конце октября анастенарии организуют особое собрание, где скидываются на животное – кто сколько может. Обычно предпочтение отдают бычку, как одному из символов Диониса и бога огня, но черный баран тоже подходит. Существует поверье, что раньше Дионис сам посылал людям жертвенную лань, которая добровольно спускалась накануне праздника с гор, однако как-то раз люди лань проморгали, и с тех пор им приходится надеяться только на самих себя.
Современная Анастенария длится 3 суток. Накануне дня св. Константина и Елены желающие походить по углям собираются в особом доме – конаки, где развешаны иконы, украшенные колокольчиками и драпировками из красной материи. Собранием руководит особый жреческий «комитет» из 12 человек, как правило, женщин. Всю ночь в помещении жгут ладан и играют на древних ударных инструментах, под монотонные звуки которых люди постепенно погружаются в особое мистическое состояние. Периодически то одному, то другому начинает казаться, что кто-то из святых до него дотронулся; тогда человек вскакивает с места и, издав протяжный вздох, начинает с иконой в руке кружиться в спонтанном танце.
После такой психологической подготовки анастенарии посещают праздничную мессу в церкви и совершают жертвоприношение, причем вокруг жертвенника расставлены иконы, а само забивание сопровождается напевами и хороводами (чем не язычество?). Ублаготворив небожителей, от одной из иконных лампадок разводят огромный костер – для очищения и изгнания злых духов. Когда пламя погаснет, и от костра останутся только раскаленные докрасна угли, начинается самое интересное и важное.
Пока огонь еще не погас, посвященные танцуют вокруг него, произнося особые молитвы или, если угодно, магические заклинания. Через некоторое время, когда угли и участники ритуала доходят до кондиции, святые подают ведущему танцору знак вступить на останки костра. За ним следуют все остальные. Чтобы «хождение» прошло как надо, то есть без боли и волдырей на пятках, музыканты должны играть не переставая и обязательно с душой – ведь именно ритм помогает мистикам войти в транс и оставаться в нем столько, сколько нужно.
Трехдневный праздник начинается с того, что жители маленьких городков и сел одновременно молятся, каются в грехах, плачут, танцуют и этим вводят себя в транс. Собравшись на центральной площади, где к тому времени прогорел костер и тлеют угли, они ощущают божественную благодать, чувствуют, что огонь — их лучший друг. Неторопливо пройдя босиком по углям, они демонстрируют ступни, на которых нет и следов ожогов. Их лица выражают только радость, и видно, что хождение по раскаленным углям для них не трудное испытание, на которое они решаются во славу Господа, а радость, экстаз и удовольствие. Огнеходцы держат над головой иконы с изображением святой Елены и святого Константина: местное предание говорит о чудесном спасении в 1250 году этих икон местными жителями из горящей церкви, подожженной врагами. С тех пор, как верят анастенарийцы, благодарные святые наградили потомков отважных селян способностью ходить по огню не обжигаясь.
Греки веселятся, каются в грехах, плачут, танцуют и этим вводят себя в транс, а потом, ощущая божественную благодать, ходят босиком по горящим углям, на лицах - радость, экстаз и удовольствие...
И не догадываются, наверное, что древние традиции давно уже трансформировались в метод психофизического оздоровления и исцеления. Ведь, по уверениям людей, прошедших такой экстремальный тренинг, как огнехождение, у человека высвобождается энергия, зависшая в прошлом. Человек двигается вперед, накапливая новые силы и очищая свою структуру. Главное - не останавливаться... И - лишь огонь в помощь!