Если и есть в мире страна, для которой убеждение в своем великодержавном предназначении важнее реальных фактов, его подтверждающих, то это Франция. «Начиная с Наполеона, а потом от де Голля до Миттерана французская политика представляет собой попытку восстановить былое величие при полном отсутствии средств, которые делали бы это возможным», – писал политолог и философ Пьер Асснер. О величии грезили не только творцы внешней политик – эта идея стала частью национальной политической культуры.
Историк Альфред Гроссер подчеркнул едва ли не антропологический характер убеждения французов в собственной избранности: «Франция – страна, руководители которой сами являются частью общественного мнения, воспринимающего национальный престиж не в качестве средства достижения конкретных результатов, а в качестве самоцели, позволяющей испытывать исключительно сильные чувства самоудовлетворения и снисходительности к загранице».
Международный престиж для французов – это одновременно и предмет национальной гордости, и причина для неотступнойй тревоги. С начала ХХ века к внешним факторам, вызывавшим во Франции болезненный страх упадка, добавились и внутренние. Слабым местом стала экономика, точнее, неспособность адаптироваться к современным формам производства и к потребностям рынка. Из-за этого страна отставала от конкурентов, прежде всего от США. Медленный прирост и старение населения, недостаток инвестиционной и инновационной активности и большой вес аграрного сектора в экономике, уязвимость перед германским соседом служили постоянными мотивами для тревоги.
В то же время Франции, как правило, удавалось находить факторы, которые компенсировали присущие ей слабости, и сохранять позиции и на мировой, и на европейской арене. Это в первую очередь политика в отношении бывших колониальных владений, выстраивание особых отношений союза-конкуренции с англосаксонским миром и стратегическое примирение с «наследственным врагом» – Германией в рамках большого европейского проекта.
С 1949 года Франция входит в НАТО, с 1955-го- в Западноевропейский союз, с 1957-го - в Европейское экономическое сообщество; она является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда. До начала 60-х годов Франция была активным участником НАТО, однако вследствие возникновения острых противоречий в 1966 году она вышла из военной организации Североатлантического союза и взяла курс на особое место в рамках этого блока, во Франции были созданы национальные ядерные стратегические силы, пересмотрена военная доктрина, заявлено об отказе от абсолютного подчинения Соединенным Штатам в военных вопросах. Вместе с тем выход из военной организации НАТО не означал полного разрыва военных отношений со странами блока: по-прежнему части и соединения вооруженных сил продолжают участвовать в маневрах и учениях НАТО с целью отработки совместных действий, развивается сотрудничество в производстве оружия и военной техники, французские специалисты участвуют в работе по военной стандартизации и т. д. В основе военной политики Франции лежит стратегия "сдерживания и устрашения", разработанная в начале 60-х годов и базирующаяся на национальных стратегических ядерных силах. Одновременно продолжает укрепляться идея "атлантической солидарности". Союз Франции с НАТО рассматривается как решающее условие ее безопасности, а национальные вооруженные силы считаются основным резервом ОВС НАТО. В Париже придерживаются концепции так называемой "расширенной зоны безопасности", выдвинутой в середине 70-х годов. В соответствии с ней Франция является страной, имеющей глобальную ответственность, чьи жизненные интересы не ограничиваются национальной территорией, а включают всю Западную Европу и ближайшие к ней регионы. Вне этой зоны французы намерены оказывать ограниченную помощь своим союзникам. Следуя выбранному курсу, военно-политическое руководство продолжает наращивать мощь своих вооруженных сил, и прежде всего стратегических ядерных сил. http://commi.narod.ru/txt/1987/0107.htm
Франция входит в объединение энергосистем европейских стран UCPTE (с 1999 г. называется UCTE). Энергетические объединения международные, одна из форм экономической интеграции и кооперации в области производства и потребления электроэнергии. http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/126/624.htm
В условиях постепенного изменения международного статуса Франции, формирования новых центров силы и полюсов влияния и смещении вследствие этого акцентов с политико-юридического аспекта интеграции на социально-экономический, основой для практической реализации европейской политики Франции наряду с “евроатлантизмом” и “федерацией государств-наций” стала “Европа концентрический кругов” и “усиленной солидарности. Совместная франко-немецкая модель “углубленного сотрудничества” была принята Амстердамским саммитом Европейского Союза в июне 1997 г., что подчеркивает практическую направленность французских интеграционных проектов.
Историк Альфред Гроссер подчеркнул едва ли не антропологический характер убеждения французов в собственной избранности: «Франция – страна, руководители которой сами являются частью общественного мнения, воспринимающего национальный престиж не в качестве средства достижения конкретных результатов, а в качестве самоцели, позволяющей испытывать исключительно сильные чувства самоудовлетворения и снисходительности к загранице».
Международный престиж для французов – это одновременно и предмет национальной гордости, и причина для неотступнойй тревоги. С начала ХХ века к внешним факторам, вызывавшим во Франции болезненный страх упадка, добавились и внутренние. Слабым местом стала экономика, точнее, неспособность адаптироваться к современным формам производства и к потребностям рынка. Из-за этого страна отставала от конкурентов, прежде всего от США. Медленный прирост и старение населения, недостаток инвестиционной и инновационной активности и большой вес аграрного сектора в экономике, уязвимость перед германским соседом служили постоянными мотивами для тревоги.
В то же время Франции, как правило, удавалось находить факторы, которые компенсировали присущие ей слабости, и сохранять позиции и на мировой, и на европейской арене. Это в первую очередь политика в отношении бывших колониальных владений, выстраивание особых отношений союза-конкуренции с англосаксонским миром и стратегическое примирение с «наследственным врагом» – Германией в рамках большого европейского проекта.
Входит в ООН, НАТО и ЕС
До начала 60-х годов Франция была активным участником НАТО, однако вследствие возникновения острых противоречий в 1966 году она вышла из военной организации Североатлантического союза и взяла курс на особое место в рамках этого блока, во Франции были созданы национальные ядерные стратегические силы, пересмотрена военная доктрина, заявлено об отказе от абсолютного подчинения Соединенным Штатам в военных вопросах.
Вместе с тем выход из военной организации НАТО не означал полного разрыва военных отношений со странами блока: по-прежнему части и соединения вооруженных сил продолжают участвовать в маневрах и учениях НАТО с целью отработки совместных действий, развивается сотрудничество в производстве оружия и военной техники, французские специалисты участвуют в работе по военной стандартизации и т. д. В основе военной политики Франции лежит стратегия "сдерживания и устрашения", разработанная в начале 60-х годов и базирующаяся на национальных стратегических ядерных силах. Одновременно продолжает укрепляться идея "атлантической солидарности". Союз Франции с НАТО рассматривается как решающее условие ее безопасности, а национальные вооруженные силы считаются основным резервом ОВС НАТО.
В Париже придерживаются концепции так называемой "расширенной зоны безопасности", выдвинутой в середине 70-х годов. В соответствии с ней Франция является страной, имеющей глобальную ответственность, чьи жизненные интересы не ограничиваются национальной территорией, а включают всю Западную Европу и ближайшие к ней регионы. Вне этой зоны французы намерены оказывать ограниченную помощь своим союзникам. Следуя выбранному курсу, военно-политическое руководство продолжает наращивать мощь своих вооруженных сил, и прежде всего стратегических ядерных сил.
Франция входит в объединение энергосистем европейских стран UCPTE (с 1999 г. называется UCTE).
Энергетические объединения международные, одна из форм экономической интеграции и кооперации в области производства и потребления электроэнергии.
Франция входит в Европейский союз