думали что здоровый чих (от табачной пыли) очищает организм от болезни и препятствует чуме)) табак не курили так асто как нюхали тогда - ну небыло тогда кокса!)))
в 30-е годы XVIII в. вошел в моду нюхательный табак, начали использовать табакерки и табакотерки Чих из табакерки
Никакое другое занятие, кроме, может быть, охоты и гурманства, не требует такого разнообразия аксессуаров, как употребление табака. Повальное увлечение им началось лишь в XVII веке, но табак был известен европейцам и раньше. Высококачественный американский табак применялся как нюхательный, и услаждение одного из пяти человеческих чувств, наиболее склонного к излишествам, – обоняния – стало прямо-таки всеобщей заботой.
Первые коробочки-табакерки, появившиеся в XVII веке, представляли собой пеналы вытянутой формы. Они делались из меди и обильно украшались надписями и рисунками. Поскольку появились они у голландских, шведских и немецких моряков и солдат, их называли «солдатскими» и «матросскими». Конструкция табакерок предохраняла содержимое от намокания или какого-либо физического воздействия, а значит, подходила любому, кто опасался промочить или понапрасну раскрошить свой табачок.
Фаворитка российского двора XVIII век стал поистине веком табакерок. Прусский король Фридрих Великий в 1740 году получил в наследство 600 таких маленьких коробочек, а спустя 46 лет оставил после себя уже около полутора тысяч. Принц Конти имел 800 табакерок. Цифры впечатляют: такой коллекцией сегодня могут похвастаться только крупные музеи! А все дело в том, что каждая перемена платья требовала от модника смены табакерки. Для их изготовления использовались различные материалы: золото и драгоценные камни, алюминий (в ту пору ценившийся выше золота) и сталь, черепаховый панцирь и акулья кожа (галюша), фарфор и берестаПри российском дворе принято было пользоваться табакерками из драгоценных материалов, и лишь в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) существенную конкуренцию им составили фарфоровые табакерки. Знаменательно, что первым отечественным фарфоровым изделием, созданным на Императорском фарфоровом заводе в 1752 году, стала именно табакерка. Это были знаменитые «Мопсы». В ту эпоху фарфор в Европе являлся поистине фаворитом среди материалов, желанным, но не доступным простым смертным.
На смену фарфоровым табакеркам пришли более дешевые, но не менее изысканные эмалевые. Их делали во Франции и Швейцарии, Австрии и Англии, Пруссии и России. Они удовлетворяли самым изысканным вкусам и наиболее изощренным претензиям. В этой технике создавались и табакерки, однотонная поверхность которых украшалась росписью – пейзажи, сценки, трофеи, или аппликацией – например ажурным изображением цветов. В «русском Лиможе», известнейшем центре художественной эмали, – Великом Устюге было освоено оригинальное производство эмалей с накладками. Откуда бы ни начинала свой путь такая табакерка, в ее основе – кованая коробочка из красной меди с откидывающейся крышкой, изнутри и снаружи покрытая эмалью, чаще всего белого цвета. Крышка и коробочка соединялись металлической оправой из серебра или золоченого медного сплава.
Распространению эмалевых табакерок способствовало не только то, что эти изделия обладали «высокохудожественными» достоинствами, но и то, что они отличались функциональной целесообразностью: покрытый расплавленным стеклом металл – один из самых гигиеничных материалов.
Табак в XVIII веке нюхали все – старые и молодые, императоры и торговцы, кавалеры и дамы, даже совсем юные девицы были подвержены влиянию тиранки-моды. Так что табакерка могла стать частью любого костюма. И не только костюма. Емкости для табака встраивали в подлокотники кресел и даже в рукояти тростей.
табак не курили так асто как нюхали тогда - ну небыло тогда кокса!)))
Чих из табакерки
Никакое другое занятие, кроме, может быть, охоты и гурманства, не требует такого разнообразия аксессуаров, как употребление табака. Повальное увлечение им началось лишь в XVII веке, но табак был известен европейцам и раньше. Высококачественный американский табак применялся как нюхательный, и услаждение одного из пяти человеческих чувств, наиболее склонного к излишествам, – обоняния – стало прямо-таки всеобщей заботой.
Первые коробочки-табакерки, появившиеся в XVII веке, представляли собой пеналы вытянутой формы. Они делались из меди и обильно украшались надписями и рисунками. Поскольку появились они у голландских, шведских и немецких моряков и солдат, их называли «солдатскими» и «матросскими». Конструкция табакерок предохраняла содержимое от намокания или какого-либо физического воздействия, а значит, подходила любому, кто опасался промочить или понапрасну раскрошить свой табачок.
Фаворитка российского двора
XVIII век стал поистине веком табакерок. Прусский король Фридрих Великий в 1740 году получил в наследство 600 таких маленьких коробочек, а спустя 46 лет оставил после себя уже около полутора тысяч. Принц Конти имел 800 табакерок. Цифры впечатляют: такой коллекцией сегодня могут похвастаться только крупные музеи! А все дело в том, что каждая перемена платья требовала от модника смены табакерки. Для их изготовления использовались различные материалы: золото и драгоценные камни, алюминий (в ту пору ценившийся выше золота) и сталь, черепаховый панцирь и акулья кожа (галюша), фарфор и берестаПри российском дворе принято было пользоваться табакерками из драгоценных материалов, и лишь в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) существенную конкуренцию им составили фарфоровые табакерки. Знаменательно, что первым отечественным фарфоровым изделием, созданным на Императорском фарфоровом заводе в 1752 году, стала именно табакерка. Это были знаменитые «Мопсы». В ту эпоху фарфор в Европе являлся поистине фаворитом среди материалов, желанным, но не доступным простым смертным.
На смену фарфоровым табакеркам пришли более дешевые, но не менее изысканные эмалевые. Их делали во Франции и Швейцарии, Австрии и Англии, Пруссии и России. Они удовлетворяли самым изысканным вкусам и наиболее изощренным претензиям. В этой технике создавались и табакерки, однотонная поверхность которых украшалась росписью – пейзажи, сценки, трофеи, или аппликацией – например ажурным изображением цветов. В «русском Лиможе», известнейшем центре художественной эмали, – Великом Устюге было освоено оригинальное производство эмалей с накладками. Откуда бы ни начинала свой путь такая табакерка, в ее основе – кованая коробочка из красной меди с откидывающейся крышкой, изнутри и снаружи покрытая эмалью, чаще всего белого цвета. Крышка и коробочка соединялись металлической оправой из серебра или золоченого медного сплава.
Распространению эмалевых табакерок способствовало не только то, что эти изделия обладали «высокохудожественными» достоинствами, но и то, что они отличались функциональной целесообразностью: покрытый расплавленным стеклом металл – один из самых гигиеничных материалов.
Табак в XVIII веке нюхали все – старые и молодые, императоры и торговцы, кавалеры и дамы, даже совсем юные девицы были подвержены влиянию тиранки-моды. Так что табакерка могла стать частью любого костюма. И не только костюма. Емкости для табака встраивали в подлокотники кресел и даже в рукояти тростей.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96