А почему Москва не может быть Москвой, а обязательно Третим Римом?
-А почему Москва не может быть Москвой, а обязательно Третим Римом?
Похожие вопросы:
Советы пользователей:
Ваш ответ
Нужно авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
А почему Москва не может быть Москвой, а обязательно Третим Римом?
Нужно авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Основная статья: Москва - Третий Рим
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Также теория содержала и реакционные черты «богоизбранности» и национальной исключительности. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 году в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях:
«Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать.» (Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 441.)
Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.
Шапка МономахаОднако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца 15 - начала 16 вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху.
Теория «Москва — Третий Рим» сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли.
Российская империя покровительствовала славянским государствам (в том числе балканским из-за чего ввязывалась во многие войны, а потом и в Первую мировую войну), помогала в борьбе южного славянства с турецким гнётом и хотела восстановить славянское единство. Так, Екатерина II планировала отбросить Османскую империю в Азию и вернуть в Константинополь православную культуру.